Инструкция о мерах пожарной безопасности
На этой странице можно просмотреть инструкцию о мерах пожарной безопасности в школе, а именно в самом здании, в помещениях и на территории образовательного учреждения. Данная инструкция является общеобъектовой и является обязательной для всех учебных учреждений. Также инструкция доступна в формате MS Word
1. Общие положения инструкции
1.1. Данная общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в школе устанавливает требования пожарной безопасности для зданий, сооружений, помещений и территорий образовательного учреждения, нормы поведения работников в целях обеспечения пожарной безопасности.
1.2. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности в школе разработана согласно:
-
-
- Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» с изменениями, согласно Постановлениям Правительства РФ от 17.02.2014г. №113, 23 июня 2014 года N 581, 6 марта 2015г № 201, 10 ноября 2015г №1213, 6 апреля 2016 г. №275 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
- Приказу МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645 (ред. от 22.06.2010 г.) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
- Федеральному закону №69-ФЗ от 21.12.1994г «О пожарной безопасности» в редакции от 23 июня 2016 года.
-
1.3. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие сотрудники образовательного учреждения, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара.
1.4. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе и выполнение новой инструкции о мерах пожарной безопасности в образовательном учреждении несет – директор школы.
1.5. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в образовательном учреждении не допускаются.
1.6. Директор общеобразовательного учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение данных правил и осуществлять контроль соблюдения установленного в школе противопожарного режима всеми сотрудниками, учащимися и воспитанниками, а также принимать незамедлительные меры по устранению выявленных недостатков;
б) организовать изучение общей инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте школы и проведение противопожарного инструктажа со всеми сотрудниками образовательного учреждения. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.
в) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия сотрудников образовательного учреждения на случай возникновения пожара. План и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
г) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий школы после завершения учебных занятий и работы образовательного учреждения;
д) осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима арендующими организациями;
е) обеспечить своевременное исполнение мероприятий по противопожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
1.7. Со всеми учащимися образовательного учреждения один раз в учебный триместр во внеурочное время должны проводиться беседы на тему предупреждения пожаров в школе и дома.
1.8. Практические занятия, направленные на отработку плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.
1.9. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях школы, а также за исполнение противопожарных мероприятий, которые указаны в договоре аренды, несут руководители арендующих организаций.
2. Содержание территории, зданий и помещений образовательного учреждения.
2.1. Образовательное учреждение перед началом каждого учебного года должно быть принято соответствующими комиссиями, в состав которых входят представители государственного пожарного надзора.
2.2. Территория образовательного учреждения должна содержаться в надлежащей чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву необходимо своевременно убирать и вывозить с территории школы.
2.3. Дороги, проезды и подъезды к пожарным источникам воды, а также доступы к противопожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободны. О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по иным причинам, препятствующим проезду автомобилей пожарной службы, необходимо немедленно оповестить пожарную охрану.
2.4. Противопожарные разрывы между зданиями школы не должны использоваться для складирования и хранения материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
2.5. Разведение костров, сжигание мусора на территории образовательного учреждения строго запрещено.
2.6. В образовательном учреждении классы (группы) детей младших возрастов должны быть размещены не выше второго этажа.
2.7. Вместимость помещений школы должна соответствовать установленным нормам.
2.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и других помещениях образовательного учреждения не должна препятствовать эвакуации людей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
2.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов школы должны присутствовать предписывающие и указательные знаки безопасности.
2.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы образовательного учреждения не должны быть перекрыты каким-либо оборудованием и предметами.
2.11. Двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы школы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы специальными устройствами самостоятельного закрытия, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период нахождения людей в зданиях образовательного учреждения двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
2.12. В помещениях образовательного учреждения, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть надежно прикреплены к полу.
2.13. Помещения школы должны быть оборудованы средствами оповещения людей о возникшем пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут применяться внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, речевая противопожарная сигнализация, звонки и иные звуковые сигналы.
2.14. Двери (люки) чердачных и технических помещений школы (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях помещений образовательного учреждения должны присутствовать надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.
2.15. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крыше здания образовательного учреждения всегда должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту, не превышающую 2,5 м от уровня земли.
2.16. В зданиях школы проживание обслуживающего персонала и других лиц категорически запрещено.
2.17. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легко воспламеняющихся материалов в зданиях образовательного учреждения, связанных с пребыванием детей, а также в подвалах и цокольных помещениях школы не допускается.
2.18. Приямки окон подвальных и цокольных помещений образовательного учреждения должны содержаться в надлежащей чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.
2.19. В зданиях образовательного учреждения запрещено:
а) совершать перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
б) применять для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) размещать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;
г) снимать дверные полотна в проемах, которые соединяют коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) использовать для отопления нестандартные нагревательные устройства;
ж) применять электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения за исключением специально оборудованных для этого помещений;
з) размещать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
и) выполнять огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
к) оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) выполнять уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
м) совершать отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с использованием открытого огня, для этих целей необходимо применять горячую воду, пар или нагретый песок;
н) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;
о) оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и любые другие электроприборы.
2.20. Огневые и сварочные работы могут производиться только с письменного разрешения директора образовательного учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.
2.21. Использование утюгов допускается только в специально отведенных помещениях образовательного учреждения, под наблюдением сотрудника школы. Использование данных помещений для других целей, в том числе для хранения белья, строго запрещено. Выполнение глажения допускается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны быть установлены на подставках, выполненных из огнеупорных материалов.
2.22. Все здания и помещения школы согласно инструкции по мерам пожарной безопасности в школе должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
2.23. После завершения занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях образовательного учреждения учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения и другие сотрудники школы должны тщательно осмотреть помещение, устранить обнаруженные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.
3. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
3.1. Перед началом каждого отопительного сезона калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а также перед началом каждого учебного года системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.
3.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать строго запрещено.
3.3. Использование вентиляционных каналов для отводов продуктов сгорания от газовых приборов категорически запрещено.
3.4. Хранение в вентиляционных камерах какого-либо оборудования и материалов не разрешается.
3.5. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), расположенные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит всегда должны содержаться в исправном состоянии.
3.6. Во время эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха строго запрещено:
а) отключать огнезадерживающие устройства;
б) выжигать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
3.7. В местах забора воздуха должна быть полностью исключена возможность появления горючих газов, паров, дыма, искр и открытого огня.
4. Электроустановки
4.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в образовательном учреждении, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
4.2. Администрация школы обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное выполнение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 3.1.
4.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.
4.4. Устройство и эксплуатация временных электросетей за исключением электропроводки, подающей электропитание в места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускаются.
4.5. В производственных, складских и других помещениях образовательного учреждения с наличием горючих материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
4.6. Переносные светильники должны быть оснащены защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры необходимо использовать гибкие кабели с медными жилами и резиновой изоляцией в оболочке, устойчивой к окружающей среде. Подключение переносных светильников к электросети необходимо предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.
4.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов категорически запрещено.
4.8. Осветительная электросеть должна быть выполнена так, чтобы светильники находились на расстоянии не меньше 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.
4.9. Электродвигатели должны своевременно очищаться от пыли. Строго запрещено накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.
4.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны незамедлительно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать то электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
4.11. Во время эксплуатации электроустановок строго запрещено:
а) использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными окончаниями;
в) использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
д) применять ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
е) использовать для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;
ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого типа.
4.12. Любые новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны выполняться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.
4.13. Во всех помещениях образовательного учреждения (независимо от их назначения), которые после завершения работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться от электросети.
4.14. Используемые для отопления небольших помещений школы, масляные электрические радиаторы и греющие электрические панели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.
4.15. Образовательное учреждение, согласно общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности в здании и на территории школы, должно быть обеспечено электрическими фонарями на случай внезапного или запланированного отключения электроэнергии.
5. Противопожарное водоснабжение.
5.1. Администрация образовательного учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай возникновения пожара).
5.2. Внутренние пожарные краны в школе периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем запуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок должны быть составлены соответствующие акты.
5.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые должны быть опломбированы. В шкафу должен присутствовать рычаг для облегчения открытия крана.
5.4. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год необходимо выполнять проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их «на ребро».
5.5. На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:
-
-
- буквенный индекс ПК;
- порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.
-
5.6. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров необходимо незамедлительно поставить в известность об этом пожарную охрану.
5.7. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их следует регулярно очищать от грязи, льда и снега.
6. Установки пожарной автоматики.
6.1. Администрация школы должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на этот вид деятельности, с которой у образовательного учреждения должен быть заключен договор.
6.2. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией контроль качества их выполнения осуществляет директор образовательного учреждения, который является ответственным лицом за эксплуатацию установок.
6.3. Установки пожарной автоматики согласно инструкции о мерах противопожарной безопасности в школе должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
6.4. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) преграждать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) складировать материалы на расстоянии менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;
г) использование трубопроводов, установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;
д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий во время проведения ремонтов и в процессе их эксплуатации.
7. Первичные средства пожаротушения
7.1. Образовательное учреждение должно быть оснащено первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений школы установками пожаротушения и пожарными кранами.
7.2. Места расположения первичных средств пожаротушения в школе должны быть указаны в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009, внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001.
7.3. Ручные огнетушители должны быть размещены согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте, не превышающей 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя.
б) путем установки в пожарные шкафы, в специальные тумбы или на пожарные стенды.
7.4. Огнетушители должны быть установлены таким образом, чтобы был хорошо виден находящийся на его корпусе текст инструкции по эксплуатации. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
7.5. Огнетушители должны быть размещены в строго определенных и легкодоступных местах, где должно быть полностью исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.После размещения огнетушителей не должны быть ухудшены условия эвакуации людей
7.6. Огнетушители, которые размещены вне помещений или в не отапливаемых помещениях, подлежат съёму на холодный период года. В этих случаях на пожарных стендах должна быть помещена информация о месте их расположения.
7.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда образовательного учреждения.
7.8. В процессе эксплуатации и технического обслуживания огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
7.9. Ежедневный контроль сохранности, содержания и постоянной готовности к действию первичных средств пожаротушения согласно общей инструкции о мерах пожарной безопасности в учреждении осуществляется сотрудниками, назначенными приказом директора образовательного
7.10. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и иных нужд, не связанных с ликвидацией пожаров, категорически запрещено.
8. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения.
8.1. В учебных классах и кабинетах образовательного учреждения допускается размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.
8.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях школы, должны храниться в специальных шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
8.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских образовательного учреждения учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, выполнение опытов и других видов работ, которые не входят в утвержденные перечни и программы, не допускается.
8.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях школы.
8.5. Не разрешается помещать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.
8.6. Хранение пиломатериала, предназначенного для организации технического обучения в столярной мастерской, должно осуществляться из расчета одного учебного дня.
8.7. Для учебных кабинетов школы необходимо разработать инструкции по пожарной безопасности:
-
-
- для учебного кабинета —инструкцию по пожарной безопасности в учебном кабинете;
- для кабинета физики —инструкцию по пожарной безопасности в кабинете физики;
- для кабинета химии —инструкцию по пожарной безопасности в кабинете химии;
- для кабинета информатики —инструкцию по пожарной безопасности в кабинете информатики;
- для спортивного зала —инструкцию по пожарной безопасности в спортивном зале;
- для кабинета технологии —инструкцию по пожарной безопасности в кабинете технологии;
- для школьной мастерской —инструкцию по пожарной безопасности в учебной мастерской.
-
8.8. Ежедневно после завершения учебных занятий следует проводить влажную уборку помещений мастерских технического труда.
-
-
- Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.
-
9.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности во время проведения культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних вечеров и т.п.) в школе являются руководители образовательных учреждений.
9.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий директор школы должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям противопожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все обнаруженные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.
9.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство сотрудников образовательного учреждения и учащихся старших классов.
9.4. Во время проведения культурно-массовых мероприятий с учащимися должны неотлучно находиться дежурный преподаватель и классные руководители. Эти сотрудники должны быть проинструктированы о мерах противопожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара, и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований противопожарной безопасности во время проведения культурно-массового мероприятия.
9.5. Культурно-массовые мероприятия в образовательном учреждении должны проводиться:
а) в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости — в помещениях любого этажа;
б) в зданиях 3-5 степени огнестойкости — только в помещениях 1 этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий 5 степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом. Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях школы строго запрещено.
9.6. Этажи и помещения образовательного учреждения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.
9.7. Количество мест в помещениях образовательного учреждения при проведении культурно-массовых мероприятий устанавливается из расчета 0,75 кв. м на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 кв. м на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не разрешается.
9.8.Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:
при односторонней эвакуации | при двухсторонней эвакуации | |
в зданиях 1, 2 и 3 степени огнестойкости | 30 | 60 |
в зданиях 4 и 5 степени огнестойкости | 15 | 30 |
9.9. Расстояние между рядами должно быть:
количество непрерывно установленных мест в ряду | наименьшее расстояние между спинками сидений (м) |
ширина прохода между рядами в метрах | |
при односторонней эвакуации | при двусторонней эвакуации | ||
до 7 | до 15 | 0,80 | 0,35 |
8-12 | 16-25 | 0,85 | 0,40 |
13-20 | 26-40 | 0,90 | 0,45 |
21-25 | 41-45 | 0,95 | 0,50 |
26-30 | 51-60 | 1,00 | 0,55 |
9.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях школы для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не меньше одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не меньше ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны быть расположены так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей. Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места не допускается.
9.11. В помещениях образовательного учреждения для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и надежно прикреплены к полу. В помещениях, которые используются для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не выполняться.
9.12. Эвакуационные выходы из помещений школы должны быть обозначены световыми указателями с надписью «выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. В случае нахождения людей в помещениях образовательного учреждения световые указатели должны быть во включенном состоянии.
9.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах образовательных учреждений допускается только в строгом соответствии с действующими правилами противопожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.
9.14. В помещениях школы, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, строго запрещено:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) использовать горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
г) хранить бензин, керосин и любые другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
д) хранить имущество, инвентарь и иные предметы, вещества и материалы под сценой, а также в подвалах, расположенных под помещениями, где проводятся культурно-массовые мероприятия;
е) применять предметы оформления помещений, декораций и сценическое оборудование, выполненное из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с использованием химических и других веществ, способных вызвать возгорание;
з) размещать стулья, кресла и т.п., конструкции которых сделаны из пластмасс и других легковоспламеняющихся материалов;
и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и трудно открывающиеся запоры;
к) помещать на окна глухие решетки.
9.15. Полы помещений образовательного учреждения должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений, в проходах должны быть оборудованы пологие пандусы.
9.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемая на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с последующим составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику (образовательному учреждению), а второй хранится в организации, производившей пропитку.
9.17. Директор школы обязан проводить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия, осуществлять контроль соблюдения требований данной инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте школы.
9.18. Во время проведения новогоднего вечера елка должна быть установлена на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) таким образом, чтобы не затруднять выход из помещения. Ветки елки должны располагаться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолка помещения. В случае отсутствия в образовательном учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться только в светлое время суток.
9.19. Оформление иллюминации елки должно выполняться опытным электриком.
9.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением всех требований правил устройства электроустановок. Лампочки в гирляндах должны иметь мощность не больше 25 Вт. При этом электрические провода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную и надежную изоляцию и подключаться к электрической сети с помощью штепсельных соединений.
9.21. В случае неисправности елочного освещения (сильное нагревание электропроводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена от электросети и не включаться до выявления всех неисправностей и их устранения.
9.22. Участие в новогоднем вечере учеников и взрослых, одетых в костюмы, изготовленных из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, непропитанных огнезащитным составом, строго запрещено.
9.23. В процессе оформления елки не разрешается:
а) применять для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
б) использовать для иллюминации новогодней елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
в) обкладывать подставку елки и украшать ветки ватой и игрушками, изготовленными из нее, не пропитанными огнезащитным составом.
10. Порядок действий в случае возникновения пожара.
10.1. В случае возникновения пожара, действия сотрудников образовательного учреждения и привлекаемых к ликвидации пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их экстренную эвакуацию и спасение.
10.2.Каждый сотрудник школы, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) незамедлительно сообщить об этом по телефону «101» (при этом следует четко назвать адрес образовательного учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и имя);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре;
в) приступить самому и привлечь других лиц к экстренной эвакуации детей из здания школы в безопасное место согласно плану эвакуации;
г) оповестить о возникшем пожаре директора образовательного учреждения или заменяющего его сотрудника;
д) организовать встречу прибывших пожарных подразделений, принять меры по ликвидации пожара всеми имеющимися в образовательном учреждении средствами пожаротушения.
10.3. Секретарь директора школы или заменяющий его сотрудник в соответствии с инструкцией о мерах пожарной безопасности в школе обязан доложить о возникновении пожара в ближайшую пожарную часть и оповестить (информировать) руководство образовательного учреждения и дежурного администратора школы.
10.4. Директор образовательного учреждения или заменяющий его сотрудник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, оповещена ли пожарная часть о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей из здания школы и ликвидацией пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае возникновения угрозы для жизни людей экстренно организовать мероприятия по их спасению, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия учеников и сотрудников школы, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) назначить для встречи пожарных подразделений работника образовательного учреждения, хорошо знающего расположение подъездных путей и источников воды;
д) проверить включение в работу автоматической системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех сотрудников школы и других лиц, не задействованных в эвакуации людей и ликвидации пожара;
ж) в случае необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) немедленно остановить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и тушению пожара;
и) организовать отключение сетей электроснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также осуществить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и ликвидации пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) оповестить начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании образовательного учреждения.
10.5. Во время выполнения эвакуации и ликвидации пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, которые обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону в самые кратчайшие сроки;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям и другим сотрудникам школы нельзя оставлять детей одних без присмотра с момента обнаружения пожара и до его полной ликвидации;
в) эвакуацию детей необходимо начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений школы, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, детям старших возрастных групп разрешается предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста необходимо выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения образовательного учреждения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других труднодоступных местах;
е) выставить посты безопасности на входах в здание школы, чтобы исключить возможность возвращения детей и сотрудников в здание, где возник пожар;
ж) во время тушения пожара следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания оконных стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные с пожаром помещения. Покидая помещения или здание образовательного учреждения, необходимо закрывать за собой все двери и окна.
11.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре.
11.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
11.2. Строго запрещено:
-
-
- перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую неотложную доврачебную помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
- давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
- удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
- оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.
-
11.3. Необходимо:
-
-
- как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар;
- если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
- до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
- в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую неотложную доврачебную помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».
-
11.4. Основные действия при оказании первой неотложной доврачебной помощи:
11.4.1. При травматическом шоке следует:
-
-
- осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
- проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
- быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
- дать пострадавшему обезболивающий препарат, а при его отсутствии – 50 – 70 г алкоголя;
- при угнетении дыхания и сердечной деятельности немедленно ввести адреналин, кордиамин, кофеин.
-
11.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:
-
-
- переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
- снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
- давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
- оставлять пострадавшего одного без наблюдения.
-
11.4.3. При термическом ожоге необходимо:
-
-
- аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
- не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.
-
11.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:
-
-
- на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом;
- немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10 – 15 минут.
- на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие препараты (анальгин, баралгин и т. п.).
-
11.4.5. При обширных ожогах необходимо:
-
-
- после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
- ввести обезболивающие препараты;
- тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.
-
Если транспортировка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворить в двух стаканах воды).
11.4.6. При ранении необходимо:
-
-
- смазать края раны йодом или спиртом, не прикасаться к ране руками;
- наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилежащей к ране.
-
11.4.7. При сильном кровотечении следует:
-
-
- пережать поврежденный сосуд пальцем;
- сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
- наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
- при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.
-
11.4.8. При переломах необходимо:
-
-
- обеспечить покой травмированного места;
- наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
- придать травмированной конечности возвышенное положение;
- приложить к месту перелома холодный компресс;
- ввести обезболивающие средства;
- при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.
-
11.4.9. При удушье следует:
-
-
- обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
- уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
- расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
- дать понюхать пострадавшему нашатырный спирт;
- при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
-
11.4.10. Приступая к оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.