В далёкой галактике детства.

                                                                            Столетию школы посвящается…

 

Это было  давным-давно, в далёкой Галактике  Детства, в нашей старой деревянной школе. Мы, девочки-подростки, переживающие возраст «гадких утят», с волнением поднимались по деревянным лестницам – навстречу новому учебному дню. На каждой площадке стояли дежурные-старшеклассницы. О, это были прекрасные лебеди: в белых фартучках, с белыми воротничками, в платьицах, так красиво облегающих их юные девичьи фигурки Лица, причёски – всё вызывало тайный восторг: вот Люда Халепа ,кажется, про неё написал Есенин « Со снопом волос твоих овсяных…». Вот Люся Михайлова,  с лицом прекрасной Мадонны. Вот Лариса Бурханская, похожая на прелестную статуэтку. Так начинался наш учебный день.

   За окном – весна, один за другим проходят уроки, сменяясь переменками. И вот- урок черчения, его ведёт наш любимый Николай Афанасьевич Коропальцев. Окно в кабинете распахнуто в сад, белые цветы яблонь заглядывают в класс. Аромат весны  наполняет его..

                 А люди ходят и не верят нам

                 Они большие и сухие,

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бушующей стихии

В нас всё неведомо и утренне.

В нас всё уносит и приносит.

Весной бывают реки мутными,

Чтоб стать прозрачными под осень.

Но до осени было ещё так далеко, а юные сердца бушевали. НО ЕЩЁ целый урок! И тут Николай Афанасьевич подмигивает нам ,открывает томик сатирических рассказов начинает читать, входя в образ. Мы замерли, потом тоже «вошли в образы», заливаясь смехом. За окном весна, а души наши — в полёте, вместе с учителем. Спасибо тебе, наш старший друг, за то, что умел понять нас, за добрую и талантливую душу!

И были мы всё же в большей степени « дети посёлка» и его прекрасной природы: взмывали вверх красавицы-сосны, зимой падал такой пушистый волшебный снег, весной заливались соловьи, осенью тихо лилась «с клёнов листьев медь». Так получилось, что все мои одноклассники окончили школу, а я вернулась в неё ещё на много-много лет. Поэтому школа для меня не  объект ностальгии, а реальность каждого дня. Всё те же сосны видны из окон, ведя урок, посматриваю в окно: пейзаж стал более урбанистическим, вырисовывается новый спортивный комплекс, но снег падает так же легко и невесомо, детские лица так же непосредственны.

Да, мир стал более мобилен, расстояния сократились, заграница – давно уже не экзотика. А тогда…Мир был замкнут, мы знали о том, что живём в самой лучшей стране, с гордостью носили свои пионерские галстуки, с волнением ждали вступления в ВЛКСМ.

И в том, что капитализм был плохим и загнивающим – сомнений не было. Хотя в такой ограниченности пространства были и свои плюсы: наше  молодое поколение было поколением философов и эстетов, мечтателей и созерцателей.

Но однажды…. наш Николай Андреевич Куликов, учитель  химии, устраивает для нас нечто невероятное: поездку на химическую международную выставку в Москву на ВДНХ. Это была поездка в другое измерение, мы впервые увидели ЖИВЫХ НАСТОЯЩИХ иностранцев, да и не каких-нибудь, а американских школьников-старшеклассников. Вот он, мир «враждебного загнивающего» капитализма совсем рядом!

Я в восторге от Нью-Йорка города,

Но кепчонку не сдеру с виска:

У советских собственная гордость,

На буржуев смотрим свысока!

Но «свысока» как-то не очень получалось, в этих юношах и девушках, наших ровесниках, было нечто подкупающее: полное отсутствие инфантильности, самостоятельность и какая-то элегантная деловитость и практичность. У всех нас, я думаю, это невероятное ощущение осталось на всю жизнь.

Почти все мы, девчонки нашего класса, ходили на балетный кружок в ДПШ. Его вела Вера Ильинична Селянкина, статная, она была мастером своего дела. Как нам нравилось тянуть носочки, держать спинку, стоять у балетного станка.    Школа предоставляла нам большие возможности развития и самореализации. Одним легко давалась математика, они уверенно шли за быстрым темпом и железной логикой Лады Георгиевны Воробьёвой, другим хотелось «растекаться мыслию по древу» — здесь уже было царство литературной королевы Анны Алексеевны Иллиадоровой. Но главное: в нашей школе  был «человеческий фактор» — доверие и уважение учеников и учителей, понимание, что тебя здесь поймут и поддержат. Учились мы с желанием и радостью, впитывая в себя дух интеллигентности, духовности наших мастеров-педагогов. С юбилеем тебя, родная школа!

 

                                                                                            Соколкова  С. В.