Средства обучения и воспитания

Средства обучения:

Современная система образования представляет собой весьма многообразную сферу жизни общества, в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы.  Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют  средствами обучения.
Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Здание:

  • Типовое, четырехэтажное, кирпичное, общая площадь – 5386,9 кв.м.
    Год постройки -1970.
  • Учебных кабинетов – 51
  • Проектная мощность школы — 1176 обучающихся.
  • Количество обучающихся в 2018 — 2019 учебном году — 898, 1 учебная смена.
  • Пищеблок – 62,2 кв.м, столовая — 212, 3 кв.м.
  • Спортивный зал – 271, 9 кв.м,
  • Централизованное отопление, ГВС, ХВС, канализация, электроснабжение.
  • Медицинский лицензионный кабинет; кабинет психолога; кабинет логопеда;
  • Туалетных комнат — 10.

Здание начальной школы:

  • Ттиповое, четырехэтажное, кирпичное, общая площадь – 5386,9 кв.м.
    Год постройки -1937.
  • Учебных кабинетов – 20;
  • Централизованное отопление, ГВС, ХВС, канализация, электроснабжение;
  • Медицинский лицензионный кабинет; кабинет психолога; кабинет логопеда;
  • Туалетных комнат — 2.

 

Обеспеченность учебными площадями.

К организационным средствам относятся действующие в школе  формы обучения: очная, очно-заочная, обучение по индивидуальным планам.

  • Начальная школа — 4 кабинета.
  • Русский язык — 5 предметных кабинетов.
  • Математика — 4 предметных кабинетов.
  • История — 3 предметных кабинета.
  • География — 1 предметный кабинет.
  • Биология — 1 предметный кабинет.
  • Физика — 1 предметный кабинет.
  • Химия — 1 предметный кабинет.
  • Информатика — 2 предметных кабинета.
  • Музыкальных кабинетов -1.
  • ОБЖ — 1 кабинет,
  • Иностранный язык — 5 предметных кабинета.
  • Мастерские — 3.
  • Актовый зал на 70 посадочных мест.

К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (четверти,  общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

 

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:

  • словесные
  • визуальные средства
  • аудиальные
  • аудиовизуальные
  • средства автоматизации процесса обучения
  • учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет.
  • Визуальные (зрительные): 
    -таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому  языку, иностранному языку, начальным классам;
    -карты по истории и географии;
    -картины по русскому языку, литературе;
    -портреты по всем учебным предметам;
    -натуральные объекты по биологии;
    -модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
    -лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
  • Механические визуальные приборы:
    -микроскоп;
  • Аудиальные (слуховые):
    -магнитофоны;
    -музыкальный центр ;
    -проигрыватель;
  • Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
    -звуковые фильмы;
    -телевизор
  • Средства, автоматизирующие процесс обучения:
    -компьютеры;
    -мультимедийное оборудование ;
    -интерактивная доска
  • Словесные
    -учебники;
    -художественная литература;
    -словари;
    -другая необходимая литература.

 

Средства воспитания:
 

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.

 

2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого;

е) утверждают самооценки членов группы;

е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

  1. В ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
  2. Она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
  3. Социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
  4. Совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и радостью их успехам.

 

3.Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.  Осуществляется через:

  • дежурство по классу, школе;
  • работа на пришкольном участке;
  • летняя трудовая практика

 

4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;
  • соревновательные;
  • сюжетно-ролевые.

Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.