Всемирный день защиты прав потребителей

10 марта, 2016 | Posted by Editor in Лента новостей | Новости

«Покупатель всегда прав!», так говорится в известной современной поговорке. Мы с вами все покупатели. И неважно, что мы покупаем. Это может быть  не только покупка каких — то продуктов питания или товаров для дома. Покупателями или потребителями мы являемся каждый раз, когда мы пользуемся какими-то услугами.  Это может быть посещение поликлиники или пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении или школе, покупка туристической путевки или  оплата коммунальных услуг, посещение чиновника или  покупка недвижимости т.д. Мы каждый день остаемся покупателями.

15  марта в мире празднуется всемирный день защиты прав потребителей. Впервые этот праздник начал отмечаться с 1983 года, в годовщину выступления на Конгрессе американского  президента Джона Ф. Кеннеди, где он  сформулировал 4 основных прав потребителей. А именно:

  • Право на безопасность при покупке товара или получении услуги.
  • Право на информацию о товаре или услуге.
  • Право на выбор услуги, товара.
  • Право быть услышанным, если нас что-то не устраивает в товаре или услуге.

В России этот день начал отмечаться сравнительно недавно.  Еще в пору существования СССР в 1989 году было создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, в которое вошли такие службы, как  Санэпиднадзор, Госстандарт, антимонопольный комитет. Уже тогда покупатели товаров и услуг могли обратиться с жалобами в эти службы и отстоять свои права.

7 февраля 1992 года  был принят закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей». И лишь только после принятия этого Закона праздник начал  отмечаться и в России. Этим законом были отрегулированы взаимоотношения между  потребителями товаров,  услуг и их изготовителями,  продавцами, исполнителями, установлены права покупателей при приобретении товаров или услуг надлежащего качества и безопасного для здоровья и жизни потребителей.

Кроме того, согласно этому закону каждый потребитель имеет право на получение информации о товаре (услуге). Это может быть информация об изготовителе товара, сроке годности, гарантийных обязательствах. А также государственная и общественная защита интересов потребителей, механизм реализации прав.

Позднее  к первоначальным правам добавились еще следующие права:

  • Право на возмещение ущерба (морального и материального), если приобретенный товар или оказанная услуга нас чем-то не устраивает.
  • Право на потребительское образование. Мы должны знать, что покупаем или какую услугу нам предлагают.
  • Право на удовлетворение базовых потребностей.
  • Право на здоровую окружающую среду и жить в экологически безопасных условиях.

Сейчас в каждом крупном городе или районном центре существуют комитеты по защите прав потребителей. За годы своего существования эти комитеты рассмотрели огромное количество жалоб, в результате которых были защищены юридические права потребителей.

Все-таки  на что мы можем рассчитывать, если приобрели некачественный товар?

Если это продукты питания

Если это продукты питания, то необходимо вернуть некачественный товар в тот магазин, где был куплен этот товар. Продавцы не в праве вам в этом отказать и должны обменять данный товар на аналогичный, но хорошего качества или вернуть деньги за некачественный товар. И если у вас не оказалось товарного или кассового чека, это не повод отказать в вашем требовании.

Если это сложная в техническом плане техника

Если  оказался ненадлежащего качества товар сложного в техническом плане,  претензии по  его качеству должны быть удовлетворены в 15-дневный срок. По истечении этого срока претензии могут предъявляться в случае, если выявленные недостатки являются существенными, нарушены сроки ликвидации недостатков и в течение 30 дней купленным товаром невозможно пользоваться. Продавец имеет право проверить качество купленного товара.

В  случае некачественного товара продавец обязан вернуть покупателю деньги. Обычно продавцы очень неохотно идут на это. При отказе покупатель должен написать письменное заявление на имя продавца в 2-х экземплярах с указанием  причины  возвращения товара. Желательно приложить кассовый чек. Один экземпляр отдается продавцу, на другом заявлении продавец ставит число и свою роспись или штамп магазина.

Отсутствие кассового или товарного чека не является поводом отказа от возврата товара. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30-дневный  срок. Если по истечении этого срока продавец вам не вернул деньги, вы вправе обратиться с жалобой в комитет по правам потребителей (он имеется в каждом городе) или обратиться в суд.

Что делать, если вы получили некачественную услугу

Если вам оказали некачественную услугу, вы имеете право попросить об устранении недочетов в бесплатном порядке или уменьшить стоимость оказанных услуг. Вы можете попросить выполнить эту услугу еще один раз, даже с привлечением третьих лиц,  или попросить возместить затраты на выполнение услуги.

Выполнение претензий  не прекращает ответственность за оказанную услугу или работу в течение гарантийного срока, который не превышает 2 года.  Если были недостатки по отношению к строению или другому недвижимому имуществу, то гарантийный срок  считается не больше 5 лет.

Если изъяны при получении услуги существенные, то потребитель имеет право предъявить претензии в том случае, если докажет, что они возникли до получения результатов работы в течение гарантийного срока, но не позднее 2 лет, для недвижимого имущества – 5 лет. Если срок не определен, то гарантийный срок удлиняется до 10 лет.

Претензия на неправильно оказанную услугу должна удовлетвориться в течение 20 дней с момента ее предъявления. Если нет возможности ликвидировать недочеты в оказании услуг, то  потребитель вправе потребовать возмещение материальных затрат на устранение этих недочетов или снизить плату за оказанную услугу, или расторгнуть договор.

Известно, что качество товаров в нашей стране оставляет желать лучшего. И не стоит стесняться требовать соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей. Российское законодательство в этой области является самым жестким в мире по отношению к продавцам и производителям. Если приобрели некачественный товар или вам оказали услугу ненадлежащего качества, соответствующие органы всегда придут на помощь. Самое главное, не надо устраняться от  решения возникших проблем.

Будьте здоровы!

              Зам.директора  по ОБЖ     Кудряшова И.В.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 Both comments and pings are currently closed.